вторник, 8 сентября 2009 г.

Программирование: ступени успешной карьеры



Рекомендую Вашему вниманию книгу "Программирование: ступени успешной карьеры>", написанную сотрудниками IT-студии SoftTime Кузнецовым Максимом Валерьевичем и Симдяновым Игорем Вячеславовичем.

Для кого и о чем эта книга
Эта книга называется “Программирование: ступени создания успешной карьеры”.
Она о том, что необходимо предпринять, чтобы сделать успешную карьеру в области информационных технологий. Эта книга отличается от предыдущих книг авторов тем, что она — не о кодировании, а о тех вопросах, на которые многие программисты, и, особенно, начинающие не обращают должного внимания: о том, как устроится на работу, как вести переговоры с клиентами, как грамотно работать в команде и т.д. Статистика показывает, что большинство программистских карьер рухнуло не из-за того, что программист не умел писать код (наоборот, многие делали это блестяще), а по той причине, что авторы программ не уделяли внимания “второстепенным” вопросам, считая их не относящейся к делу “внешней атрибутикой”: умению вести переговоры с клиентом, рекламе своего программного продукта, изучению положения на рынке программного обеспечения и т.д. Между тем, при нынешней большой конкуренции на рынке программных продуктов не обращать внимания на подобные “мелочи” — значит разрушить свою программистскую карьеру в самом начале. Тому, как не допустить подобного исхода, и посвящена эта книга. В этой книге нет никаких теоретизирований — все советы и рекомендации сугубо практические, основанные на опыте авторов, регулярно проводящим очные и заочные консультации по рассматриваемым в книге вопросам.
Несмотря на то, что в книге много разделов, к программированию как таковому не относящихся, все-таки эта книга для программистов. И та часть книги, в которой в той или иной мере, сделан упор на психологию, тоже для них. Это как с английским языком: язык то один, а специфика преподавания для тех или иных специальностей разная. И то из психологии, что нам известно, мы попытался изложить языком, понятным именно программистам.

Описание глав

По сути, эта книга анализ причин, почему те, кто потенциально мог бы стать хорошими программистами или IT-специалистами ими не стали. И главы, которые есть в этой книге, появлялись по принципу именно этого анализа. И именно по этому принципу книга виртуально разделена на две части "психологическую" и "техническую". Психологические главы — это все, что касается взаимодействия с внешним миром: переговоров с заказчиками, работы в команде или руководство оной, продвижения собственного продукта и т.д. Техническая часть — все, что касается работы над программным продуктом. Интерфейс, проектирование, правила хорошего тона программирования. Причины, по которым некоторые программисты терпят неудачу, могут лежать как в технической сфере, так и во внешней. У одного вроде бы все хорошо, но продукт не идет, потому что интерфейс откровенно недружественный — появилась глава об интерфейсе. У другого все было хорошо, до тех пор, пока не стал разрабатывать большой проект, в котором запутался, и завершить который не смог. Почему так бывает и как этого избежать — в главах о проектировании и хорошем тоне программирования. Теперь о внешней стороне. Многие успешные в техническом смысле программисты совершенно не могут продать свой продукт, потому что не владеют навыками общения с клиентом. Для них — глава о взаимодействии с заказчиком с многочисленными статьями-вставками из различных областей психологии, по сути представляющая собой небольшое пособие по ведению переговоров. В основном я приводил те приемы, которые сам использую в повседневной практике ведения переговоров. Кто-то, хорошо программируя, не сумел сработаться с командой, когда пришла такая пора. О том, как сделать процесс вхождения в новую команду менее болезненным — в главе о том, как работать в команде. А другой дорос до руководства командой и успешно ее развалил, в результате чего чуть не спился. О том, как не разваливать команды, а наоборот сплачивать их — в главах “Как работать в команде” и "Если вы руководитель". Много вопросов у нас на форуме касается "институтской" проблемы — чему, где и как учится программисту. Обо всем этом в первой главе. В этой же главе, мы говорим о том, что проблема, когда программировать очень хочется, а профильного образования нет — проблема надуманная. Нет такой проблемы. А сколько прекрасных программистов, что называется "От Бога", в силу тех или иных причин получив "не то" образование, загубили себе жизнь, послушав высокоумных дураков, говорящих о том, что без диплома они не программисты. Дорогой читатель! Если вы один из тех, кому так говорят, и вы уже почти в это поверили — поверьте теперь и в то, что это не так. Пока просто поверьте. А прочитав первую главу, увидите более чем убедительные реальные доказательства этого положения. Что диплом, это еще очень и очень мало. Хорошо, когда есть, ничего страшного, если нет. Не дипломами войны выигрываются, а умением. И если вы реально можете что-то хорошо делать (в нашем случае программировать) то ни один здравомыслящий руководитель ваш профильный диплом не спросит. А если очень хорошо умеете что-то делать, то, возможно, простят и отсутствие вообще какого бы то ни было диплома, а не только профильного.
Теперь о самой последней главе. Которую можно было бы назвать "Фундаментальная", — от слова "фундамент", а не от нескромности автора. Просто очень часто бывает, что говоришь с человеком, который пришел посоветоваться насчет проблемы, и видишь, что технически он еще может и пограмотнее тебя будет, и все книжки по психологии на предмет того, как вести переговоры перечитал, но не идет дело и все тут. Чудесный программный продукт, а продать никому не удается. Первая мысль – неумение вести переговоры. И верно. Не умеет. Но о том, как их вести все прекрасно знает. А голос блеющий, руки потеющие… В общем, "все не так, ребята". А всему виной та самая оценочная зависимость, зависимость от чужого мнения, себе неверие… Почти все через это прошли, но далеко не все успешно… О ней и о некоторых вариантах избавления – в "подглаве" прикладная виктимология. А у другого иная проблема. О которой он, правда, пока не догадывается. Сидит целыми днями и программирует, программирует без отдыха, без прогулок, без спорта. И вроде все хорошо, только как работник умственного труда он уже обречен. Потому что через пару-тройку лет такой жизни начнет производить умственный шлак вместо гениальных строк кода… Если вообще что-то будет в состоянии производить. Примеров – масса, исключений нет. …Так появилась подглава о вреде нездоровья. А у третьего вообще ни на что не хватает времени. В принципе. А хочется так многого… Но ничего не успевается. О том, почему так, в разделе "Управление временем". Если у вас со временем, здоровьем и удачливостью все нормально, можете не читать эту главу. А вот если чувствуете, что что-то не так, задержитесь на ней поподробнее и постарайтесь решить вопросы, в ней освещаемые. С помощью этой книги, или других. Неважно. Важно то, что, не построив фундамент, постройку дома не начинают. И, к примеру, если вы не уважаете своих клиентов, а терпеть их не можете, то читать главу о том, как вести переговоры, бесполезно. Вы их все равно провалите, даже если будете безупречно соблюдать все рекомендации. И причина ваших неудач – гораздо глубже, чем неисполнение той или иной техники.
Все, что написано в этой книге, нами лично много раз апробировано и испытано. Это относится и к технической и к психологической стороне. О том, чего пока сами не испробовали и не знаем, мы не писали.

Содержание

  • Оглавление
  • Введение
  • Для кого и о чем эта книга
  • Описание глав
  • Благодарности

Глава 1. Программирование: где, чему и как учиться

  • Вопросы и ответы

Глава 2. Как найти работу

  • Базовая техника устройства на работу
  • Настрой на поиск работы
  • Цель
  • Поиск информации
  • Сбор информации
  • Техника устройства на работу в нужную организацию
  • Составление резюме
  • Собеседование
  • Что делать, когда увольняют

Глава 3. Работа в команде

  • Введение в социальную психологию
  • Какие бывают группы
  • Учебно-карьеристские группы (по Литваку)
  • Культурно-развлекательные группы (по Литваку)
  • Алкогольно-сексуальная группа (по Литваку)
  • О референтных группах (по Литваку)
  • Групповые процессы
  • Об антилидерстве
  • Как найти свое место в группе

Глава 4. Взаимодействие с заказчиком

  • Встречают по одежке
  • О внешнем имидже
  • Встреча начинается задолго до встречи
  • Не думайте плохо о заказчике
  • Заказчик дурак?
  • Почему они такие?
  • Рожденный ползать — уйди с взлетной полосы!
  • Невербальное общение
  • Что в имени тебе моем
  • Основной закон психологии общения
  • В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче
  • Личная встреча — лишний шаг к успеху
  • Не возражайте в лоб
  • ЯЗВа
  • АнтиЯЗВа
  • Закон об объеме оперативной памяти
  • Закон края (закон Эббингауза)
  • Закон контрастов
  • Не уходите от скользких вопросов
  • Несколько правил ведения дискуссии
  • Никогда не перебивайте собеседника
  • Не рассуждайте о том, чего сами не знаете
  • Не спорьте с очевидным
  • Да поможет нам НЛП
  • Мы снова говорим на разных языках
  • Подстройка и ведение
  • Влияние установок
  • Убеждение с игрой на некоторых слабостях
  • Неуверенность в себе
  • Медлительность
  • Тщеславность
  • Эффект ореола или эффект обобщения
  • Эффект близости
  • Важность первого впечатления
  • Точность — вежливость королей
  • Давайте делать паузы в словах
  • Вместо резюме или минус эмоции

Глава 5. Проектирование

  • Требования
  • Архитектура проекта
  • Спецификации
  • Планирование времени
  • Сложность
  • Масштабирование
  • Осознанное и случайное проектирование
  • Не давать пользователю почувствовать себя дураком
  • Осторожней с функциональностью!

Глава 6. Если вы — руководитель

  • Две стратегии руководства
  • Способы управления
  • Чем отличается руководство компанией от руководства командой
  • Но о тактике тоже нельзя забывать
  • Не складывайте все яйца в одну корзину
  • Главный психолог коллектива
  • Люди живут для себя
  • Престижность
  • Как превратить группу в коллектив
  • Поручайте своим сотрудникам только те дела, которые они могут выполнить
  • О критике или метод кнута и пряника

Глава 7. Стратегический маркетинг — программисту, или как найти свою нишу на рынке software

  • MySQL
  • Microsoft
  • Sun
  • Adobe
  • WinAmp
  • Opera
  • Yandex
  • Электронные платежные системы
  • Вместо заключения

Глава 8. Проектирование пользовательского интерфейса

  • Компьютер — это средство, а не цель
  • Виды интерфейсов
  • Командная строка
  • Графический интерфейс пользователя
  • Обратная связь
  • Эмуляция реальных предметов
  • Многословность программ
  • Психологический аспект
  • Распространение программы
  • Хороший разработчик — хороший пользователь

Глава 9. Правила хорошего тона в программировании

  • Объявления переменных и функций
  • Имена переменных и функций
  • Расстановка фигурных скобок и отступы
  • Пробелы вокруг символов
  • Комментарии
  • Объектно-ориентированное программирование
  • Когда используется объектно-ориентированное программирование
  • Интерфейс класса

Глава 10. Вместо заключения

  • Управление временем
  • Мечтать не вредно?
  • О добре, которое нередко бывает с кулаками
  • Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кем ты станешь
  • Упражнение: куда уходит время?
  • Упражнение на развитие временной интуиции
  • Несколько советов по организации времени
  • Осторожно — хронофаги!
  • О пользе разумного эгоизма
  • Самое главное условие достижения успеха
  • Вдох глубокий, руки шире!
  • Немного о виктимологии

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Договорные отношения

  • Договор на создание сайта
  • Техническое задание
  • Вопросы и ответы

Приложение 2. Авторское право

  • Закон "Об авторском праве и смежных правах"
  • Содержание закона
  • Тексты статей
  • Вопросы и ответы

Комментариев нет:

Отправить комментарий